Описывая психологические аспекты развития речи младших школьников, рассмотрим процесс аудирования. Ушная раковина слушающего улавливает речевой сигнал, выделяя его из множества шумов, звуковых раздражителей; первое, что должен решить слушающий, – узнать свой родной язык (в повседневности этот момент не замечается, а ведь он важнейший!). Далее акустические колебания направляются на так называемую барабанную перепонку, которая передает сигнал далее в трубы, где происходит декодирование, или обратный кодовый переход с акустического кода на мыслительный код. Этот переход называется пониманием.
Первая ступень такой воображаемой модели – это общая установка на восприятие, готовность слуховых механизмов, это интерес к предстоящему диалогу; готовность памяти, учет всех окружающих условий и обстоятельств, включая восприятие личности говорящего (установлено: если слушающий видит его, видит его лицо, позу, мимику, то восприятие улучшается на 30%).
Вторая ступень – нерасчлененное, целостное восприятие выказывания, если оно невелико: это уже вербальное, языковое восприятие. Этапу предварительного целостного восприятия речи особенно большое значение придают психологи, в частности Л.С.Выготский, автор книги «Мышление и речь».
Третья ступень: восприятие акустического потока в нерасчлененном виде, узнавание, выделение фонетических слов, ибо они выделяются говорящим даже в быстром речевом потоке.
Четвертая ступень: сличение выделяемых слов с эталонами, хранящимися в нашей памяти. Тот факт, что человек хранит в памяти десятки, даже сотни тысяч слов, неоспорим. Память моментально подает говорящему нужные слова с большой точностью.
Пятая ступень – антиципация. Предположим, что для шести слов эталоны в памяти нашлись, их значение понятно, а для седьмого нет. Возможны два варианта: первый – высказывание не понятно или понятно плохо, неполноценно; второй – по общему смыслу речи и обстановке слушающий догадывается о значении седьмого слова, или срабатывает удивительное свойство нашего разума: интуиция, предвосхищение. И так бывает часто: ошибки случаются, но чаще всего в подобных случаях взаимное понимание все же достигается.
Шестая ступень – это осознание связи между словами, структурой предложения или компонентом текста.
Седьмая ступень – выяснение, все ли слова в высказывании следует понимать в прямом значении или здесь возможны иносказания, коннотации, метафоры, аллегории, гиперболы?
Восьмая ступень – это эстетическая, этическая, эмоциональная оценка воспринятого высказывания: это риторические средства (антитезы, восклицания, периоды, анафоры, повторы, градации, парадоксы, юморески), тропы – иносказания (метафоры, аллегории, гиперболы, перифразы, сравнения, аллюзии и пр.). Применение всего этого богатства ценится в мастерстве оратора, дипломата, но не всегда оказывается доступным для рядового слушателя.
Наконец, девятая ступень – оценка личности говорящего с точек зрения: а) его искренности; б) его культурного, образовательного уровня; в) мастерства и культуры его речи.
Такова сложнейшая модель аудирования – устного восприятия речи. Способность младшего школьника осуществлять такой акт в крайне сжатое время вынуждает нас еще раз подчеркнуть, что эти ступени не выстраиваются дискретно одна за другой, а совмещаются, сливаются воедино.
Ирина Петровна Балабанова
Отправить ответ